Воинский учет в организации
Каждая организация, независимо от формы собственности, обязана вести воинский учет своих работников. Основным требованием, предъявляемым законодательством Российской Федерации к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу.
По общему правилу вся ответственность за состояние воинского учета в организации лежит на руководителе. Однако он вправе своим приказом назначить ответственного за военно-учетную работу.
Индивидуальные предприниматели, имеющие работников, не обязаны вести воинский учет.
Воинский учет призывников и военнообязанных - это комплекс мероприятий, осуществляемый руководителями и должностными лицами организации в отношении работающих в ней граждан и предполагающий содействие военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан. Чтобы обеспечить исполнение всех этих обязанностей, работодатель должен грамотно организовать военно-учетную работу, а также наладить взаимодействие с военкоматом по месту своей регистрации. На общем воинском учете состоят все граждане, пребывающие в запасе, и граждане, подлежащие призыву на военную службу. Поэтому сотруднику, отвечающему за военно-учетную работу, необходимо:
- определить, кто из граждан РФ подлежит постановке на воинский учет по месту работы;
- вести и хранить личные карточки работников, поставленных на воинский учет;
- оповещать работника о необходимости лично явиться в военкомат по месту жительства и обеспечивать ему возможность своевременно прибыть к месту, указанному военкоматом;
- не реже одного раза в год сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, с данными в документах воинского учета работников;
- вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения, организации, должности, места жительства или временного пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете.
В соответствии со ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, предъявляют работодателю документы воинского учета. А работодателю необходимо проверить:
- наличие в паспорте отметки об отношении к воинской обязанности;
- подлинность документов и записей воинского учета (удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, или военного билета), наличие отметок о постановке на воинский учет по месту жительства (регистрации);
- сведения о семейном положении, образовании, месте работы, занимаемой должности, месте жительства или временного пребывания.
При проверках военкомата предъявляется требование, чтобы документы по воинскому учету граждан в организациях хранились в недоступном месте, желательно в несгораемом сейфе.
Для поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках организации и документах воинского учета военных комиссариатов, должностные лица, ответственные за воинский учет в организации, направляют:
- в двухнедельный срок - сведения о поступлении на работу и увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету;
- в двухнедельный срок - сведения об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете;
- в двухнедельный срок (по запросам) - сведения о работниках, состоящих на воинском учете, а также о сотрудниках, которые не находятся на воинском учете, но обязаны на нем состоять;
- до 1 ноября - списки работников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
- не реже одного раза в год - сведения о воинском учете из личных карточек для сверки их с данными, содержащимися в документах воинского учета военкоматов;
- до 1 декабря представлять в органы местного самоуправления ежегодный отчет по форме N 6.
Сообщения о приеме и увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету, ответственный за воинский учет работник обязан направить в военкомат по месту жительства или месту пребывания граждан по форме, предусмотренной Приложением N 9 к Методическим рекомендациям и пп. "а" п. 29 Методических рекомендаций. Такие сообщения составляются в двух экземплярах. Первый направляется в военкомат по месту жительства (месту пребывания) работника, второй - подшивается в дело по переписке с военкоматом. Как правило, сообщения высылают по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении), сделав соответствующую запись в журнале регистрации исходящих документов.
Порядок сообщения организациями об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения, должности, места жительства (места пребывания), состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете в военных комиссариатах, указан в форме, предусмотренной Приложением N 13 к Методическим рекомендациям и пп. "е" п. 29 Методических рекомендаций. Для этого заполняется листок сообщения об изменении сведений и направляется в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства (месту пребывания) работника.
Главой 21 КоАП РФ за правонарушения в области воинского учета для работодателя установлена следующая административная ответственность:
- за непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, в установленный срок списков работников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, налагается административный штраф в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
- за неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата, а также необеспечение возможности своевременной явки по вызову штраф составляет от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ);
- за несообщение сведений о принятых либо уволенных работниках, состоящих (обязанных состоять) на воинском учете, налагается административный штраф в размере от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
Районные военкоматы и органы местного самоуправления могут прийти с проверкой и оценить, как на фирме ведется воинский учет. Для организаций с численностью работников менее 500 человек периодичность таких проверок не может быть чаще одного раза в 3 года.
Также военкомат может раз в год назначить организации сверку сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках, со сведениями, имеющимися у военкомата.