Специальная оценка условий труда
Проведение специальной оценки условий труда является обязанностью каждого работодателя. Спецоценка введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который принят в рамках реформирования существовавшей ранее системы аттестации рабочих мест.
Специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Определение рабочего места содержится в абз. 5 ст. 209 Трудового кодекса РФ: Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя
. Из него не следует, что понятие рабочего места не ограничивается только стационарными рабочими местами.
Дополнительная информация для уточнения понятия «рабочее место» содержится в разъяснениях Минтруда России "Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)": В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. С учетом данного определения, рабочим местом может являться часть пространства, в котором один или несколько работников выполняют трудовые функции
.
Исходя из понятия рабочего места и смысла ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальной оценке подлежат практически все места, в пределах которых работник осуществляет свою трудовую деятельность. Проводить СОУТ — не право, а обязанность работодателя, подкрепленная силами штрафных санкций за ее неисполнение. В случае отказа от специальной оценки условий труда нарушители будут нести административную ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Величина штрафа составляет от 5 000 до 10 000 руб. для должностных лиц и ИП и от 60 000 до 80 000 руб для юридических лиц. Если СОУТ не будет проведен в течение 1 года с момента наложения административного штрафа, то будет наложен повторный штраф от 30 000 до 40 000 руб. для должностных лиц и ИП и от 100 000 руб. до 200 000 руб. для юридических лиц. Более того, место штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от 1 года до 3 лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до девяноста суток.
В связи с изменением формата проверки соответствия условий труда на рабочих местах работодателям был предоставлен льготный период на 5 лет, в течение которого они могли выполнить все процедуры по СОУТ. Крайний срок проведения оценки истекает 31 декабря 2018 года, но многие работодатели за 5 лет так и не успели провести процедуру СОУТ, в связи с чем им приходится искать «лазейки» в ФЗ «О СОУТ».
Ранее, согласно п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н), не подлежали аттестации рабочие места тех работников, чья трудовая функция была связана исключительно:
- с работой на компьютерах;
- с периодической эксплуатацией копировально-множительной (например, ксероксы, принтеры) или иной техники для нужд организации;
- с использованием бытовой техники, которая не задействована в технологическом процессе производства.
Теперь, с 01.01.2014 года по ФЗ «О специальной оценке условий труда» , исходя из смысла п. 3 ст. 3, специальной оценке подлежат все рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые трудятся у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями
.
п. 3 ст. 3 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ
Избежать специальной оценки позволяет правильное оформление работника как надомника или дистанционного работника. Для этого необходимо:
- Включить в трудовой договор положения касающиеся дистанционного характера работы (или заключить дополнительное соглашение об изменении условий трудового договора с тем же содержанием).
- Указать в приказе о назначении на должность дистанционный характер работы (включая случаи, когда единственный работник — генеральный директор, являющийся одновременно единственным учредителем).
- В локальных нормативных актах работодателя по охране труда должны быть прописаны соответствующие положения о труде надомников и «дистанционников».
Проблемы с СОУТ могут затронуть и работодателей, сотрудники которых работают в дистанционном формате на постоянной основе. Как правило, в трудовых договорах с такими работниками конкретно не прописывается условие о дистанционном характере работы. По этой причине работодателям необходимо внести изменения или перезаключить договоры.
По достаточно спорному мнению Роструда, если организация арендует офис, то у нее есть как минимум одно рабочее место генерального директора. Даже если аренда офиса - это вынужденные траты из-за юрадреса, а генеральный работает дома, нужно платить за спецоценку. По мнению Роструда, в этом случае удаленным или надомником может быть любой работник, кроме генерального директора.