Место нахождения юридического лица
Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, в заявлении на государственную регистрацию необходимо указать место нахождения организации. По действующему законодательству, в частности, согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»: «Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации».
п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определено, что «государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности».
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 61 от 30 июля 2013 года «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», адрес юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом. То есть, при решении вопроса о юридическом адресе организации следует делать выбор в пользу того адреса, по которому вашу компанию смогут найти контрагенты, клиенты, банки и государственные органы. По этому адресу компания должна иметь возможность получать корреспонденцию, звонки, так как «юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя». Ответственность за представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц предусмотрена п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, согласно которому, на юридическое лицо, указавшее недостоверные сведения (в т.ч. о юридическом адресе) может быть наложен штраф в размере 5 000 рублей.
Согласно указанному выше Постановлению Пленума ВАС РФ № 61, недостоверными сведения об адресе признаются в следующих случаях:
- адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);
- адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
- адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
- адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
- имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
В то же время, согласно п. 4.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 129-ФЗ. Это означает, что регистрирующий орган, не имеет права проверять достоверность сведений о юридическом адресе.
При этом в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ № 61 говорится о том, что при наличии хотя бы одного из вышеперечисленных обстоятельств, сведения о юридическом адресе признаются недостоверными, если заявитель не предоставил документов, подтверждающих обратное. Причем обязанность по предоставлению подтверждающих документов для заявителя не предусмотрена. В ст. 12 Закона № 129-ФЗ указан исчерпывающий перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, и, никаких документов, подтверждающих достоверность сведений о юридическом адресе эта статья не содержит.
В связи с этим, в судебной практике часто встречаются споры, связанные с отказом в государственной регистрации по причине предоставления недостоверных сведений о юридическом адресе.
При рассмотрении одного из таких дел ФАС Центрального округа в Постановлении от 27.09.2012 № А09-1829/2012 признал незаконным отказ в государственной регистрации юридического лица по причине отсутствия населенного пункта, указанного в заявлении при регистрации юридического лица, в Федеральной информационной адресной системе. Суд указал, что «государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации. Достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона № 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений. При этом Закон № 129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих права регистрирующего органа по проверке достоверности сведений, содержащихся в представленных для регистрации документах».
Таким образом, суд пришел к выводу, что основания для отказа в государственной регистрации у регистрирующего органа отсутствовали, так как в регистрирующий орган был подан полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации создаваемого юридического лица.
В отношении отказа в государственной регистрации, Постановление Пленума ВАС РФ № 61 содержит положение, устанавливающее требование исчерпывающим образом мотивировать отказ. Так, в решении об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган должен указать не только ссылку на законодательство, но и все конкретные обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности сведений об адресе юридического лица. Впредь, суды при рассмотрении аналогичных дел должны учитывать это требование, и если будет установлено, что в решении об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган недостаточно мотивировал причину отказа, этот отказ признается незаконным, при этом, суд обязывает регистрирующий орган устранить допущенное нарушение, т.е. внести в ЕГРЮЛ сведения о юридическом лице, согласно представленному пакету документов.
Помимо прочего, при создании юридического лица (равно как при смене юридического адреса) часто возникают сомнения, касающиеся регистрации юридического лица в жилом помещении.
П. 4 Постановление Пленума ВАС РФ № 61 по этому вопросу устанавливает следующее правило: «юридический адрес может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.д.)». Это значит, что регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации по причине того, что указанное помещение или здание непригодно для осуществления определенного вида деятельности, указанного в заявлении на государственную регистрацию.
Также, п. 2 ст. 17 "Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 № 188-ФЗ устанавливает, что «допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение».
Таким образом, юридическое лицо может использовать в качестве юридического адреса жилое помещение при условии, что указанный адрес является местом жительства одного из учредителей или генерального директора. Причем смена генерального директора сама по себе не влечет за собой смену места нахождения юридического лица (п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ № 61).
П. 5 Постановления Пленума ВАС РФ № 61 содержит требование, защищающее права собственников помещений, которые являются местом нахождения юридических лиц. Постановлением собственнику предоставляется возможность «обратиться в арбитражный суд с исковым требованием к юридическому лицу о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом». В случае удовлетворения судом требования собственника, юридическое лицо обязано принять меры по внесению изменений в сведения ЕГРЮЛ о месте нахождения организации. В противном случае, юридическое лицо может быть привлечено к ответственности за неисполнение судебного решения, например, наложение судебного штрафа (ст. 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если все же в ЕГРЮЛ были внесены недостоверные сведения об адресе юридического лица (представители компании по указанному адресу не находятся, корреспонденция возвращается отправителю и т.д.), в этом случае регистрирующий орган в соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации может обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица. Перед этим регистрирующий орган направляет юридическому лицу уведомление с требованием внести в ЕГРЮЛ достоверные сведения о месте нахождения организации. При невыполнении данного требования дело переходит в суд. Суд также принимает меры по устранению указанного нарушения, предлагая юридическому лицу внести в ЕГРЮЛ достоверные сведения о юридическом адресе. И в случае невыполнения данного требования в установленный судом срок, суд решает вопрос о ликвидации юридического лица.
Однако, в случае предоставления регистрирующим органом в суд требования о признании недействительными государственной регистрации юридического лица (равно как акта внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица) по причине недостоверности сведений, суд отказывает в его удовлетворении.
Следовательно, принимая во внимание всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что место нахождения организации (юридический адрес) – это адрес, по которому:
- юридическое лицо зарегистрировано (сведения внесены в ЕГРЮЛ)
- юридическое лицо фактически находится (либо находятся его представители)
- поддерживается связь с юридическим лицом (получение корреспонденции, звонков)
Для регистрации юридического лица необходимо предоставить пакет документов, предусмотренных ст. 12 Закона № 129-ФЗ. При наличии возможности, можно предоставить документ, подтверждающий достоверность сведений о юридическом адресе (например, гарантийное письмо от собственника помещения). Кроме этого, необходимо уточнить у собственника помещения, не подавал ли он в регистрирующий орган заявление о запрете регистрации юридических лиц по его адресу. Наличие гарантийного письма не требует дополнительно уточнять этот факт.
На основании п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ, закрепляющей основания для отказа в государственной регистрации юридического лица, такое основание для отказа, как недостоверные сведения о местонахождении юридического лица, отсутствует. Поэтому, в случае отказа по этому основанию вы можете обжаловать его в судебном порядке в соответствии с п. 5 ст. 23 Закона № 129-ФЗ.