Изменения, касающиеся ответственности за нарушения налогового законодательства. Федеральный закон от 27.07.10 №229-ФЗ.

Нарушения налогового законодательстваФедеральный закон №229-ФЗ от 27.07.10 внес значительные поправки в налоговое законодательство, изменив тем самым многие положения первой и второй части Налогового кодекса Российской Федерации. Изменения коснулись, прежде всего, таких вопросов, как, сроки уплаты налогов и сборов, пеней, штрафов, порядка предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов, исчисления и уплаты налога на прибыль, уплаты НДС, НДФЛ, государственных пошлин, а также других моментов, которые могут отразиться на деятельности налогоплательщиков.

Одним из существенных изменений налогового законодательства стало увеличение ответственности налогоплательщиков. Рассмотрим данные нововведения более подробно.

До вступления в силу настоящего закона ст. 47 НК РФ предусматривала право налогового органа взыскивать налог за счет имущества налогоплательщика, в том числе, за счет наличных денежных средств, на основании решения, принятого в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Согласно внесенным поправкам, после истечения указанного срока за налоговым органом закрепляется право подачи искового заявления о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога, которое теперь может подаваться в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, что позволяет налоговым органам взыскивать с налогоплательщиков в судебном порядке суммы налога на протяжении более длительного периода. Если срок подачи заявления пропущен налоговым органом по уважительной причине, он может быть восстановлен по решению суда.

В соответствии с пунктом 2 подп. 3 и 3.1 статьи 23 НК РФ вводится требование об информировании налоговых органов, при изменении сведений об обособленных подразделениях, а также сокращается срок уведомления налогового органа при прекращении деятельности организации через обособленное подразделение(закрытие обособленного подразделения). Соответствующие сообщения организация должна направить в течение трех дней со дня изменения сведения об обособленном подразделении, принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство или закрытия иного обособленного подразделения. Сообщение, согласно п.7. данной статьи может представляться как в электронном виде, так и почтовым отправлением. Увеличен размер штрафа за нарушение указанной обязанности с 50 рублей до 200.

В связи с развитием электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами, изменения, внесенные новым законом, предусматривают новый вид ответственности за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде. При нарушении установленного порядка, для налогоплательщиков, обязанных сдавать отчетность в электронном виде, размер штрафа составит 200 рублей.

Внесенные уточнения в ст. 123 НК РФ предусматривают ответственность налогового агента в виде штрафа не только за невыполнение обязанности по перечислению, но и за неудержание суммы налога. Данное правонарушение влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

В налоговый кодекс внесены изменения относительно условий и порядка изменения срока уплаты пеней, штрафов, налогов и сборов. Например, за непредоставление (несвоевременное предоставление) налоговой декларации, изменен порядок расчета штрафа: штраф будет рассчитывается из фактически неуплаченной суммы налога, которая подлежит уплате, а не исходя из суммы налога, указанной в декларации и составит не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Поправки, вносимые законом от 27.07.10 229-ФЗ, вводят новый вид административной ответственности за незаконный отказ в доступе, незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку. Если налогоплательщик, в отношении которого производится проверка, не предоставит возможность к осмотру производственных, складских, торговых и других помещений, которые используются им для предпринимательской деятельности, либо каким-то образом связанных с объектом налогообложения он может быть оштрафован по статье 19.7.6. КоАП на сумму 10 000 рублей.

С усилением ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, по различным составам правонарушений увеличиваются размеры штрафов, в сводной таблице приведены некоторые примеры.

Вид правонарушения

Штрафная санкция

Санкция до вступления в силу ФЗ

Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

  1. нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет

  2. ведение деятельности без постановки на учет

 

 

 

10 000 р.

 

10 % от доходов от такой деятельности, но не менее 40 000 р.

 

 

5 000 р.

 

не менее 20 000 р.

 

Непредставление налоговой декларации

 

 

минимальный размер 1000 р.

 

100 р.

 

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

  1. ч.1 ст.120 НК РФ

2. ч.2 ст.120 НК РФ

 

 

 

10 000 р.

30 000 р.

 

 

 

5 000 р.

15 000 р.

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога

 

 

 

30 000 р.

 

 

 

 

 

 

10 000 р.

 

 

 

Непредставление налоговому органу в установленный срок документов и (или) иных сведений

1. за каждый непредоставленный документ

2. отказ в предоставлении документов, предоставление документов с недостоверными данными

 

 

 

 

200 р.

 

10 000 р.

 

 

 

 

50 р.

 

5 000 р.

 

Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а также, непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган

 

 

 

20 000 р.

 

 

 

10 000 р.

 

Следует обратить внимание, что принятые поправки касаются не только ответственности налогоплательщиков, но и возлагают новые обязанности и ответственность на налоговые органы. Так, согласно статье 76 НК РФ в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика.

Несмотря на усиление ответственности за налоговые правонарушения, можно говорить и о возникновении определенных положительных моментов в общении налогоплательщиков с налоговыми органами. Примером служит возможность изменения срока уплаты штрафов и пени, увеличения суммы инвестиционного налогового кредита, упрощения порядка предоставления отчетности по транспортному и земельному налогам. Также, изменен порядок проведения сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, который более четко устанавливает процесс проведения сверки расчетов, порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков.

Многие изменения, предусмотренные Федеральным законом №229-ФЗ, вступают в силу с 01 января 2011 года, большинство изменений, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства, начали действовать по истечении месяца со дня официального опубликования закона, то есть со 2 сентября 2010 года.

Полезная информация?

Поделитесь в соцсетях!