Отказали в открытии расчетного счета? Давайте разбираться
Ни для кого не секрет, что в последнее время отказы банков в открытии расчетного счета или в дальнейшем обслуживании стали настолько частыми, что это стало чуть ли не одной из самых значительных проблем малого и среднего бизнеса. Получить блокировку счета с дальнейшим выводом с него денег под 15-25% комиссии стало возможно за любое действие, показавшееся банку подозрительным. При этом, ссылаясь на Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 № 115-ФЗ, джеймсбонды из служб безопасности банков отказывались называть причины блокировок.
запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, а также об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом
Ситуация приняла настолько массовый характер, что Центральный Банк РФ был вынужден вмешаться, выпустив Методические рекомендации по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании 22.02.2019 № 5-МР
Банки обязаны информировать клиентов о причинах отказа
В этом документе ЦБ РФ указал, что запрет на информирование клиентов о принимаемых мерах не распространяется на информирование клиентов об отказах и их причинах, и, кроме того, банки обязаны включить в свои правила внутреннего контроля порядок информирования физических и юридических лиц о причинах принятия решения об отказе.
Непредставление клиенту такой информации является препятствием для реализации им права на оспаривание решения об отказе и предоставлении в банк или в межведомственную комиссию при Банке России документов и информации об отсутствии оснований для отказа.
При обращении клиента в банк за разъяснением причин отказа, банк обязан предоставить информацию в объеме, достаточном для обеспечения клиенту возможности ее использования для реабилитации.
Центральный банк также обратил внимание на то, что часто банки отказывают в открытии расчетных счетов только на основании того, что ранее другими банками было принято такое же решение.
За три дня без нотариуса и визита в налоговую.
ЦБ РФ указал, что информация об отказах сама по себе не является самостоятельным основанием для отказа, а может использоваться только в совокупности с другими факторами, влияющими на оценку степени риска.
В завершение Банк России предупредил, что к его рекомендациям лучше бы прислушаться: Дополнительно отмечаем, что порядок принятия кредитными
организациями решения об отказе, а также информирование клиентов о причинах принятия кредитной организацией решения об отказе, являются предметом анализа при проведении Банком России надзорных мероприятий.