Взыскание судебных расходов с государственных органов

Взыскание судебных издержек с государственных органов

Число судебных споров с государственными органами увеличивается с каждым годом.

Очень актуальным является вопрос о взыскании судебных расходов с государственных органов. Судебная практика свидетельствует о том, что число судебных споров с государственными органами, особенно с налоговыми, - стремительно растет.

Судебные расходы - это денежные затраты, связанные с рассмотрением дела в суде и исполнением судебного решения. В соответствии со ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Законом оплата судебных расходов возложена на лиц, имеющих прямой материально-правовой интерес в исходе дела, то есть на истца и ответчика. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, также должны оплачивать судебные расходы, так как исполняют обязанности истца.

Статьей 110 АПК РФ предусмотрено право лица, выигравшего дело в суде, требовать возмещения своих судебных расходов. Согласно этой статье судебные расходы, понесенные стороной, в пользу которой принят судебный акт, взыскиваются с другой стороны, участвующей в деле, в разумных пределах.

Судебная практика

Взыскание судебных расходовДолгое время суды не могли выработать единого подхода к решению некоторых аспектов вопроса о взыскании судебных издержек. Конечно, что касается расходов по уплате госпошлины, то споров об их распределении между сторонами, обычно, не возникало. На практике можно было столкнуться с неоднозначным толкованием судами норм о компенсации выигравшей стороне судебных издержек, связанных с оплатой услуг лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.   

В качестве примера можно привести Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.08 №9131/08, рассмотревшего в надзорном порядке спор, предметом которого, помимо прочего, было взыскание судебных расходов, понесенных компанией по договору на оказание юридических услуг. По данному договору компании были оказаны следующие услуги:  юридическая экспертиза документов, консультации по предмету спора, переговоры с должником, подготовка процессуальных документов. Общая стоимость услуг по договору составила 6000 руб.

Арбитражные суды первой и второй инстанции полностью отказали компании во взыскании этих расходов. По мнению судей, основная часть затрат компании являлась досудебными расходами, поэтому признавать их в составе судебных издержек неправильно. В частности, к досудебным расходам были отнесены затраты на юридическую экспертизу документов, консультации и переговоры с должником. Что касается расходов на подготовку процессуальных документов, то они хотя и относятся к судебным издержкам, однако возмещению все же не подлежат, так как не были выделены из общей суммы, выплаченной компанией по договору, а значит, не были подтверждены документально.

Компания не согласилась с таким вердиктом судей и оспорила его в ВАС РФ. Однако Президиум ВАС РФ полностью поддержал нижестоящие судебные инстанции и более того, не добавил никаких дополнительных аргументов к уже сделанным судами выводам.

Ранее ВАС РФ не разграничивал расходы на оплату юридических услуг как судебные и досудебные. Существовали противоположные по выводам судебные решения. Так, например, ФАС Уральского округа отклонил доводы налоговой инспекции, касающиеся неправомерного взыскания с нее расходов по досудебным консультациям компании. В своем Постановлении от 12.05.08 №Ф09-7153/07-С2 суд указал, что в соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы на оплату услуг представителя и право на возмещение таких расходов возникает при условии фактического несения стороной данных затрат. Однако большая часть судов отказывала во взыскании расходов на оплату услуг представителя, которые напрямую не связаны с рассмотрением дела в суде (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.06.08 №А56-38655/2007, Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.08 №09АП-179/2008-ГК)

В 2008 году Президиум ВАС РФ высказал свою точку зрения по вопросу о том, какие расходы могут быть приняты в составе судебных издержек и взысканы с проигравшей стороны (любой частной компании либо государственного органа), а какие нет. Критерием выбора является непосредственная связь расходов с судебным процессом. Теперь арбитражные суды руководствуются указанным подходом.

Учитывая сказанное, основанием считать расходы на юридические и другие услуги подлежащими возмещению, является соблюдение условия, что данные расходы должны быть фактически произведены и непосредственно связаны с рассмотрением дела в суде.

То есть, кроме того, что расходы должны быть связаны с рассмотрением дела, необходимо представить доказательства того, что компания действительно понесла расходы на оплату определенных юридических услуг. Доказательством могут являться: договор на оказание услуг, счета, расходные кассовые ордера или платежные поручения, акт об оказанных услугах, а также справки из банков, подтверждающие, что денежные средства были списаны со счета заявителя и поступили на счет лица, оказывающего юридические услуги.

Регистрация ООО

Представительство в арбитражном суде

Взыскание задолженности, оспаривание решений государственных органов, защита интересов бизнеса в судах всех инстанций

Порядок исполнения исполнения судебных актов по исполнительным листам

Глава 24.1 Бюджетного кодекса РФ устанавливает порядок исполнения исполнительных листов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В частности, исполнительный документ по денежному обязательству должника предъявляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов. В данный орган казначейства подается заявление по утвержденной форме с приложением оригиналов исполнительного листа, судебного акта, на основании которого он выдан, доверенности лица, подписывающего заявление, сведения о реквизитах расчетного счета, на который необходимо перечислить денежные средства.

Территориальный орган Федерального казначейства не позднее 5 рабочих дней после предъявления исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Для исполнения требований исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.

Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Полезная информация?

Поделитесь в соцсетях!